Аналітика

Газпром: Главное — прибыль

Газпром станция перекачки
Газпром станция перекачки

Газпром станция перекачки

Александр Иванович, с какими результатами ООО «Газпром экспорт» завершило 2010 год?
Прошедший год был трудным, на всем его протяжении ощущались последствия глобального кризиса, которые до конца еще не преодолены. Но даже в этих неблагоприятных условиях, при сохранении негативных для газовой отрасли факторов, результаты можно считать оптимальными. Абсолютные объемы нашего экспорта сократились до 138,6 млрд куб. м (в 2009 было 140,65 млрд куб. м), однако выручка увеличилась с 42,5 млрд долларов до 43,87 млрд долларов.

Эффективность

Иными словами, мы оказались перед выбором: во что бы то ни стало сохранять объемы и долю рынка или во главу угла поставить выручку. Как публичная, коммерчески ориентированная компания ОАО «Газпром» заинтересовано в увеличении прибыли, чтобы обеспечить доход акционерам. Поэтому выбор был сделан правильный — в пользу выручки, и итоги года подтвердили это. К тому же сохранена система долгосрочных контрактов с условием «бери или плати», принципы ценообразования, привязанного к корзине нефтепродуктов, и так далее. Это закладывает надежный фундамент работы на длительную перспективу.

Для подтверждения нашей правоты приведу мнение со стороны. Американская консалтинговая компания PFC Energy подготовила исследование, в котором по своей методике доказала правильность выбранной Группой «Газпром» экспортной сбытовой стратегии. По ее расчетам, совокупная скидка в цене «составила всего 3% за счет включения в формулу цены спотовой составляющей в 10–15% своих совокупных контрактных объемов за 2010 год». Если бы спотовая привязка была распространена на 30% контрактных объемов (так поступили норвежцы), то для получения аналогичной выручки «Газпром экспорту» пришлось бы реализовать 160 млрд куб. м газа по цене 266 долларов за 1 тыс. куб. м либо 157 млрд куб. м по цене 270 долларов за 1 тыс. куб. м. Выполнение подобных сценариев одновременно — по объему и по цене — в условиях 2010 года было нереально, что подтверждает эффективность нашей сбытовой стратегии.

Каковы планы Газпрома на 2011 год?

Мы исходим из того, что в текущем году продолжится восстановление газового рынка в Европе, хотя полностью все показатели к норме еще не вернутся. Тем не менее «Газпром экспорт» рассчитывает поставить зарубежным потребителям 151 млрд куб. м природного газа.

Как вы оцениваете итоги зимы 2010/2011 годов?

Холодная зима — всегда благоприятный фактор для газовой отрасли, поскольку газ — товар сезонный, а зимой отборы особенно чувствительны к изменениям температуры. Об окончательных итогах можно будет судить по завершении года, но предварительно можно сказать, что поставки газа в течение первых трех месяцев 2011-го более чем оправдали наши ожидания.

Какая средняя цена газа планируется на 2011 год?
Говорить о средней цене на весь год пока рано — хотя цена газа и повторяет динамику котировок нефти с определенной задержкой, этот лаг никогда не превышает девяти месяцев. Всё будет зависеть от того, как поведет себя нефтяной рынок. Пока нефтяные котировки растут, так как к обычной финансовой спекулятивной составляющей добавляется нестабильность на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Что касается первого квартала, то средняя цена в Европе ожидается на уровне 327 долларов за 1 тыс. куб. м газа. Но на разных рынках цена разная, и потому репрезентативность этого показателя можно сравнить со средней температурой по больнице.

Перспективы Газпром

Предпочтительнее говорить не об абсолютных величинах, а о тенденциях, эволюции цен. Конечно, происходящий сейчас рост котировок нефти и нефтепродуктов приведет к увеличению цены газа, поставляемого по долгосрочным контрактам. Это — не наша воля и даже не продукт согласованных действий обеих контрактных сторон, а автоматический результат работы формулы цены. При этом цены на спотовом рынке — точнее, режим их колебания — в этом году полностью не вернутся к докризисному состоянию, что будет оказывать определенное давление на европейский газовый рынок. Однако сближение показателей долгосрочных контрактов и спотовых цен продолжится. Минувшей зимой, как это происходило каждый год до кризиса, спотовые цены уже были выше наших, что отражает возврат к нормальной, естественной ситуации. Мы не изменили своего мнения: спотовый рынок в континентальной части Европы слишком мал по объемам, недостаточно глубок и ликвиден и играет лишь балансирующую роль, поэтому объективно не может служить ориентиром для ценообразования. Не может же на самом деле хвост вилять собакой!

Каковы перспективы российского газа на европейском рынке? Как вы оцениваете конкуренцию со стороны СПГ-проектов?
О перспективах 2011 года я уже сказал, а если заглянуть чуть дальше, то основные тенденции таковы. Во-первых, продолжится сокращение собственной добычи голубого топлива в странах ЕС, что связано с постепенным исчерпанием запасов. Во-вторых, некоторые традиционные поставщики природного газа в Европу по этой же причине не смогут сохранить нынешний уровень добычи. В-третьих, будет расти потребление газа, пусть и немного. В результате увеличится импорт.

Наши эксперты, проанализировав исследования наиболее авторитетных в мире аналитических центров и институтов, составили консенсус-прогноз. Он показал, что к 2020 году потребность Европы в импортном газе составит 380 млрд, а к 2030 году — даже 440 млрд куб. м. Безусловно, часть этого дефицита будет покрываться за счет поставок СПГ и даже (если случится чудо) сланцевого газа, но доля российского газа также возрастет.

Мы оптимистично оцениваем наши перспективы, особенно в свете более высоких экологических и экономических стандартов, которые обеспечивает в современной энергетике природный газ. В этом плане конкурентов у него пока не предвидится.
К сожалению, на политическом и частично на экспертном уровне в Европе еще не все это осознали, но это — вопрос времени.

Как отражается на экспортной политике Группы «Газпром» либерализация европейского рынка газа? Когда появится единый газовый рынок ЕС? Планируете ли вы увеличивать долю спотовых продаж?
Текущие изменения, происходящие на европейском рынке газа в ходе его либерализации, не являются для нас неожиданными. Мы внимательно отслеживаем происходящие изменения в отдельных странах и ЕС в целом, активно участвуем в работе различных групп, включая созданные в рамках энергодиалога Россия — ЕС. Это позволяет проводить точечные тактические корректировки, как только возникает необходимость.

Либерализация

Вы спрашиваете о дате «появления единого газового рынка ЕС». Это всё равно что говорить о стопроцентной достоверности долгосрочного прогноза цен на нефть. Сохраняется неопределенность, связанная не только с самой архитектурой этого будущего рынка и технологическими режимами работы газовой отрасли стран ЕС, но и с будущим экономик отдельных стран. Ведь рынок газа существует не сам по себе, и торговля газом — не самоцель. С одной стороны, объемы голубого топлива поставляются по вполне реальным инфраструктурным сетям, хранятся в ПХГ, отгружаются на регазификационных терминалах СПГ. С другой стороны, любые инфраструктурные проекты и, соответственно, любые потоки газа должны быть экономически и социально оправданны — иными словами, на конце строящегося трубопровода должен быть гарантированный долгосрочный спрос, например, промышленных или коммунально-бытовых потребителей. Конечно, это не единственные сегменты реальной экономики, где нашел широкое применение природный газ. Именно будущая архитектура потребления газа в той или иной стране и формирует спрос на топливо на десятилетия вперед. А структура потребления в каждой стране разная. Так следует ли ожидать, что будут одинаково развиваться и интегрироваться в «единый европейский» газовые рынки, например, Германии, Испании, Болгарии? Вот почему называть сроки появления единого рынка некорректно.

Что касается доли наших спотовых продаж, то она зависит от поведения спотового рынка. Выгодно это будет для Группы «Газпром» или нет? К этому вопросу целесообразно подходить с позиции суммарного эффекта, который мы можем получить от увеличения или сокращения спотовых продаж. Мы готовы работать на тех площадках, на которых можно получить выгоду, хотя главными для нас останутся долгосрочные контракты с нефтепродуктовой привязкой цены.

Планирует ли Группа «Газпром» сбывать в Европе газ в качестве моторного топлива?

Группа «Газпром» уже работает на этом рынке — свои автозаправки компримированного природного газа (КПГ) открыли наши дочерние и внучатые компании Gazprom Germania и чешская Vemex. Однако хотя сжатый, или компримированный, природный газ является самым простым, очевидным и лежащим на поверхности решением, мы не ограничиваемся развитием только этого вида топлива. На наш взгляд, на фоне роста цен на бензин и солярку и одновременного ужесточения европейских экологических норм применительно к автотранспорту природный газ в качестве моторного топлива будет востребован во всех его видах. Так, весьма перспективно использование СПГ в качестве топлива для крупнотоннажных грузовиков. А технология GTL (gas-to-liquids) максимально приближает газ по своим свойствам к традиционным жидким топливам, увеличивая его конкурентоспособность.

Преимущества газа как моторного топлива не подлежат сомнению — его использование обеспечивает существенно меньшие затраты, минимальный уровень выбросов (здесь лучше природного газа — только дорогое водородное топливо), а также, что важно для городского транспорта, более низкий уровень шума.
Мы уверены, что этот рынок будет расти, и стремимся максимально участвовать в его развитии: у нас есть газ, есть ноу-хау и технологии, нам есть что предложить.

Расскажите о европейском рынке электроэнергии. Каковы планы в этой области?

Для нас электроэнергетика за рубежом — дополнительная поддержка основного бизнеса — продажи газа. Она позволяет повысить эффективность реализации голубого топлива, гарантировать его сбыт для выработки электроэнергии, диверсифицировать рыночные риски, связанные с привязкой цены газа к корзине нефтепродуктов и волатильностью топливного рынка.

Но за последние два года на электроэнергетических рынках Европы произошли изменения. Они связаны в первую очередь с финансовым кризисом и курсом Европейской комиссии на декарбонизацию экономики стран ЕС. В этих условиях Группа «Газпром» пересматривает рынки, перспективные для развития нашего бизнеса в Европе. Совместно с ООО «Газпром энергохолдинг» мы планируем до конца 2011 года определить список приоритетных для развития электроэнергетического бизнеса стран Европы, а также выбрать пилотные проекты.

Жизнь тоже подбрасывает сюрпризы. Мартовское землетрясение и цунами в Японии, последовавшая трагедия вокруг АЭС «Фукусима-1» могут сказаться на глобальном развитии электроэнергетики. Пока рано с уверенностью говорить о том, на чем именно отразятся эти события, но нет сомнений, что свою роль они сыграют. В связи с этим вполне ожидаем повсеместный рост интереса к газовой генерации, в том числе на главном для нас экспортном рынке — европейском.

Газпром в Африке

Какие задачи ставит перед собой «Газпром» в странах Северной Африки? Планирует ли компания принять участие в реализации проекта по созданию Транссахарского газопровода?
В Северной Африке «Газпром» участвует в ряде геологоразведочных и добычных проектов, в частности в Алжире, рассматривает несколько североафриканских нефтегазовых проектов, представляющих потенциальный интерес и направленных на обеспечение энергетической безопасности в регионе. Но сейчас приходится делать поправку на социально-политическую нестабильность во всем регионе Северной Африки и Ближнего Востока, которая отражается на глобальном нефтегазовом бизнесе. Это, кстати, лишний раз напоминает о надежности Группы «Газпром» как поставщика голубого топлива.

Мы внимательно следим за развитием ситуации вокруг перспективного проекта строительства и эксплуатации магистрального Транссахарского газопровода, который планируется для транспортировки природного газа из Африки в Европу.
Между Алжиром, Нигером и Нигерией достигнута договоренность о проектировании такого газопровода протяженностью около 3 тыс. км. Группа «Газпром», имея богатейший опыт создания столь масштабных комплексных систем транспортировки природного газа, могла бы принять участие в реализации этого проекта в качестве полноправного партнера в компании — заказчике и операторе газопровода.

Планирует ли «Газпром» развивать сотрудничество с Израилем?
Израильская нефтегазовая отрасль тоже представляет для нас значительный интерес в плане участия как в проектах геологоразведки и добычи углеводородов, так и в их последующем маркетинге в самом Израиле и поставках в третьи страны. Большой потенциал израильской ресурсной базы подтверждается сделанными в 2009 году крупными газовыми открытиями на шельфе Средиземного моря. Речь идет о газовых месторождениях «Тамар» и «Далит», доказанные извлекаемые запасы по которым составляют 238 млрд и 19 млрд куб. м газа соответственно.

Газпром в Америке

Каковы планы «Газпрома» в Латинской Америке?
В 2008 году была разработана комплексная Стратегия вхождения ОАО «Газпром» в латиноамериканский нефтегазовый рынок. В ней определены ключевые страны региона, где сейчас активно работают газпромовские подразделения. Приоритетные проекты — по геологоразведке и добыче газа с приемлемым для нас сочетанием уровня доходности и риска, по возможности, уже интегрированные в цепочки создания стоимости

В 2010 году в результате тщательно проведенного экономического анализа «Газпром» решил войти в геологоразведочные проекты в Боливии. Стороны практически согласовали все основные условия контракта на работы, и в скором времени мы планируем начать геологоразведку на наших блоках. Компании Группы «Газпром» также участвуют в геологоразведочных проектах на шельфе Венесуэлы и, кроме того, оказывают сервисные услуги по проектированию, строительству, ремонту и обслуживанию транспортной инфраструктуры, мощностей по переработке газа.

В долгосрочной перспективе вероятным направлением развития может стать участие в интегрированных СПГ-проектах в Венесуэле и Бразилии для продажи газа на местном рынке, а также экспорта в страны Атлантического региона. Одно из направлений — поставки СПГ в рамках существующих и запланированных проектов. В этом контексте рынки Аргентины и в будущем Уругвая также являются весьма привлекательными.
Мы продолжим изучение возможностей участия наших специалистов в реализации проектов по переработке газа в Боливии и Венесуэле. Скоро откроется представительство ОАО «Газпром» в Бразилии, что, как мы надеемся, поможет укрепить позиции нашей компании на латиноамериканском континенте и будет способствовать развитию газовой энергетики в регионе.

Надо также упомянуть, что «Газпром нефть» входит в консорциум российских нефтяных компаний, который участвует в проектах в Поясе Ориноко в Венесуэле, а также в глубоководных разведочных работах на шельфе Кубы.

Каковы планы «Газпрома» в США?

Рынок Северной Америки — один из ключевых в стратегии «Газпрома». Поэтому мы внимательно изучаем тенденции на этом рынке и наращиваем там свое присутствие. Что мы видим сейчас? Принято говорить о революции сланцевого газа в США. Это не совсем корректно. Себестоимость такого газа там выше, чем цены на «Хенри Хабе», основной американской газовой бирже: примерно 6 долларов за 1 млн британских термальных единиц против 4 долларов. До недавнего времени сланцевые компании покрывали издержки с помощью хеджирования. Они продавали свой газ на форвардном рынке за год–два до начала добычи. Но форвардная кривая с середины прошлого года стала практически плоской, то есть за счет хеджирования стало невозможно покрывать реальную стоимость производства. Так не может продолжаться бесконечно, и поэтому сбалансирование спроса и предложения на американском газовом рынке неизбежно. Тогда цена на газ вернется к норме, что вновь сделает американский рынок привлекательным для импортного СПГ. Поэтому сложившееся положение мы считаем временным. При нынешних ценах американский рынок неинтересен, но скоро это изменится.

Мы готовы к этой работе. Для развития проектов в регионе создана дочерняя компания Gazprom Marketing & Trading USA, которая осенью 2009 года начала торговые операции на рынке энергоресурсов. За год она вошла в двадцатку крупнейших региональных игроков по торговле физическими объемами газа. Помимо прямых закупок на торговых площадках, ее портфель пополняется за счет обменных операций между европейским и американским рынками. Также эта компания управляет мощностями, перешедшими к Группе «Газпром» в результате вхождения в проект «Сахалин-2» и разделения контракта на отбор СПГ, имевшегося у Shell.

В перспективе мы планируем дальнейшее наращивание объемов торговых операций в США, для чего наша дочерняя компания арендует дополнительные мощности в транспортной инфраструктуре региона, развивает отношения с многочисленными партнерами. Еще одно направление развития на данном рынке — проекты по снижению выбросов парниковых газов.
Наращивание возможностей на самом ликвидном в мире рынке природного газа — США — необходимо нам для гибких сделок с СПГ по всему миру, а также в перспективе — для размещения объемов с наших новых проектов, в частности, со Штокмановского.

Планируется ли увеличение мощности завода СПГ на Сахалине?

Завод по производству СПГ на Сахалине — одна из жемчужин в портфеле «Газпрома». Это — первый в России подобный проект. Он вступил в строй два года назад, а к 2010 году производство СПГ превысило 10 млн т. В проекте «Сахалин-2» для «Газпрома» проявились все возможности — быть подрядчиком, поставщиком и покупателем.

Для нас расширение проекта «Сахалин-2» — приоритет. Рост спроса на СПГ в регионе заставляет разрабатывать новые планы. Совместно с партнерами мы ведем исследования по потенциальным областям наращивания объемов производства СПГ на Сахалине. Оцениваем общую привлекательность новых проектов в регионе, касающихся как расширения «Сахалина-2», так и возможных альтернативных проектов. В частности, силами компании-оператора Sakhalin Energy проводится оценка геологических перспектив наращивания добычи газа на Пильтун-Астохском и Лунском месторождениях для обеспечения производства СПГ на возможной третьей линии завода в Пригородном.

Наше партнерство с Mitsui, Mitsubishi и Shell в проекте «Сахалин-2» успело стать прочным фундаментом для обсуждения дальнейших инициатив. Если «Газпром» примет решение о привлечении иностранного партнера в проект, в первую очередь предложения будут сделаны именно этим компаниям.

Председатель Правления ОАО «Газпром»,
генеральный директор ООО «Газпром экспорт» Александр Медведев

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Верх